Дефицит размена в розничных магазинах в России с каждым годом все обостряется. Причина – монета не возвращается в оборот, оседая в домашних копилках россиян. О возможных вариантах проработки острого монетного вопроса рассказывает руководитель Комитета по НДО Ассоциации корпоративных казначеев Сергей Барсуков.
– Сергей, ритейлеры ожидают, что банки обеспечат их разменной монетой. Однако эта схема сегодня все чаще дает сбои. В чем причина?
Сергей Барсуков: Работа с монетой – трудоемкий многосоставной процесс: требуется очистить монеты от грязи, проверить их подлинность, рассортировать и так далее. Однако конечный потребитель услуги – ритейлер – не готов платить за нее высокую цену. Наращивая прием монет, банк потенциально увеличивает убытки, если не закладывает эти расходы в тарифы на другие клиентские сервисы.
– Всего несколько лет назад монетный вопрос не стоял настолько остро. Что изменилось?
С.Б.: Ранее основными источниками монет были предприятия-доноры из числа транспортных компаний: Метрополитен, РЖД, операторы маршрутных такси и так далее. Именно они брали на себя самую трудоемкую часть работы с монетой. Сейчас транспортные компании активно переходят на онлайн-платежи, и поток монет от предприятий-доноров резко сокращается.
– Каким образом участники рынка могут решить актуальную проблему с нехваткой монет в рознице?
С.Б.: Необходимо создать единую инфраструктуру по сбору монеты у физических лиц. Этот проект может быть реализован с помощью банка, ритейлера или дугого независимого игрока. Банк не готов предоставлять услугу за ее текущую стоимость. Максимум, на что банк готов согласиться – собирать монету для одного-двух крупных розничных клиентов. Однако на системном уровне проблема останется и будет обострятся от года к году.
Второй сценарий – решение вопроса усилиями розничных компаний – успешно показал себя в США и Европе. В России также есть пилотные проекты по установке в магазинах монетоприемных машин.
– Кто платит за сбор монет через монетоприемники?
С.Б.: По действующей бизнес-модели, физическое лицо, сдающее монету, платит за это 14-20% комиссии. И немногие россияне готовы отдать двадцать рублей из ста, чтобы избавиться от мелочи. Именно поэтому эти проекты розничных сетей пока не идут «в масштаб».
– Есть ли варианты сбора монет, при которых физическое лицо, сдающее монету, не платит комиссию?
С.Б.: Некоторые розничные компании устанавливают при входе в магазины терминалы, которые позволяют сдать монету в обмен на сертификат, равный сумме внесенных денег. Воспользоваться таким сертификатом можно при оплате покупок в любом магазине этой сети. Это удобно, но не каждая розничная компания готова нести расходы по установке терминалов.
– Есть ли другие методы решения монетного вопроса в рамках существующих банковских и розничных систем?
С.Б.: Еще один путь решения проблемы заключается в том, чтобы ритейлер не отдавал покупателю сдачу в размере одного, двух и даже пяти рублей в виде монет, а зачислял ее на бонусные карты. И здесь тоже возникает вопрос приемлемости таких затрат самого ритейлера – готов ли он терять до девяти рублей с каждого чека, оплаченного наличными.
– Сергей, что участники рынка могут сделать прямо сейчас для решения проблемы нехватки разменной монеты?
С.Б.: Для решения монетной проблемы необходимо выработать единую стратегию взаимодействия между ритейлером, банком и Центральным банком. Я приглашаю всех заинтересованных участников рынка к диалогу в рамках Комитета НДО Ассоциации корпоративных казначеев.
Назад к новостям »Благодарим вас за интерес к Retail TECH! В случае одобрения вашей заявки, на указанный email придет подтверждение.
ЗакрытьРегистрация скоро начнется. Следите за нашими новостями